Перейти к содержанию
49406

ANSI-арт: искусство цифрового андеграунда


Rescor

Рекомендуемые сообщения

Если не загружаются изображения - включите VPN. Спасибо, РКН.

 

Морозное утро школьных каникул, я подхожу к дому и думаю о том, что надо было положить диски во внутренний карман куртки, а не в промёрзший рюкзак. Вдруг они заледенели и не будут работать? Дисков два: на одном — энциклопедия «Британника», купленная специально для фразы «Мам, я не играю, а учусь», на него было плевать. А вот за второй действительно тревожно — куплен он на свои деньги и на нём сборник хакерского софта и ещё каких-то взломанных программ (да, это были 90-е, и такое вот спокойно продавалось на рынке). Спустя неделю, изучив сборник вдоль и поперёк, я понимаю, что хакерство не моё, а идиотский, но милый фильм «Хакеры» врал. Разочарование сменилось внезапным открытием: к каждому релизу прилагался nfo-файл с перечислением хэндлов парней, взломавших софт, и иногда проникновенным манифестом каких-то чокнутых киберанархистов. И самое крутое: у всех этих команд были стильные лого, нарисованные – охренеть! – обычными текстовыми символами. Всё это было отголоском незнакомой эпохи цифрового андеграунда, в которой искусство взлома шло рука об руку с искусством ASCII и ANSI-арта.

 

Цифровое пиратство началось в 1977 году c выходом Apple II – первого серийного компьютера всем известной компании. Производители софта быстро просекли, что пользователи склонны делиться копиями программ и игр на дискетах, а это ведёт к убыткам. Так что софт стали снабжать защитой от копирования. Гики приняли вызов: программы всё так же уходили в народ, но уже взломанные альтруистами.

 

a89c41fe6e7717f1c0fdd.jpg
Интро взломанной игры «Star Trek: The Promethean Prophecy» для Apple II. Взлом был делом нелёгким, так что гордые пираты оставляли свои имена прямо в самой игре.
 
Рынок рос, за массового пользователя Apple пришлось сражаться с Atari и особенно с Commodore. Больше производителей, больше программ, больше пиратов. С появлением сети распространять варез стало ещё проще, и, что важнее: пираты наконец-то смогли общаться друг с другом на площадках, именуемых BBS.

9958711461a10e7071603.jpg
Как-то так выглядел вход на BBS
 
BBS – это доска объявлений, «борда». Правда, она имела мало общего с современными бордами, напоминающими скорее свальную оргию разномастных обывателей. BBS были местом общения элиты, пионеров интернета до интернета. Подключение к BBS было практически сакральным действием. Скрежет модема предварял вход в храм информации, возведённый в цифровой пустоши неизвестным сетевым жрецом. Подключиться к нему мог только один человек за раз, так что адепт с другого конца света на время сессии становился Избранным. Он неторопливо бродил по святилищу, изучая тематические разделы, играя в примитивные игры и, что было совсем уж невообразимым: общаясь онлайн с сисопом (хозяином борды) или оставляя послания будущим посетителям.
 
a10191e06f0de1aa5ecac.jpg
Trade Wars 2002 – одна из лучших игр эпохи BBS, 1986 год
 
В 1984 появилась фидонет или просто «фидо», позволившая атомизированным ББС-кам обмениваться информацией. Возможность глобального общения привела к появлению групп по интересам, которые, в свою очередь, разделились на условный мейнстрим — гиков, увлеченных идеей сетевого комьюнити, и элиту — так называемые «релизные группы» или «сцену», распространявшую через BBS инструкции по взлому и непосредственно сам варез (взломанные программы). Попасть в такие группы было сложно. Номера телефонов давали только доверенным людям. Святой андеграунд.

67bb56a6bd7b31fad32da.jpg

df0d225ff70af916219fd.png
Два мира
 
Кем были эти чуваки? Обычными 15-16тилетними щеглами, угоравшими по хеви-металу, комиксам и настолкам. Почему они это делали? Потому что могли. Иногда ещё из-за какого-то праведного подросткового анархо-максимализма, но по большей части потому что это было весело, а главное — уважаемо.

aa9ff73e0a6d2acaf7e16.jpg
Сходка «сцены», примерно середина 90-х
 
Варез распространяли бесплатно. Во-первых, потому что это благородно, а во-вторых, за продажу софта можно было влететь на уголовный срок. Чтобы хоть как-то отбить затраты на бешеные телефонные счета, владельцы досок иногда вводили платную подписку для тех, кто хотел получить релиз в 0-day (день выхода программы).

a6943e11d3544ef7a4d8e.jpg
Арт для варез-ББС. Внизу подпись: хэндл художника, в квадратных скобках — название команды
 
Релизные группы гордились своей работой. Логотипы команд, имена участников и иногда телефоны ББС-ок размещали в графическом и текстовом виде в интро взломанных игр и программ или в специальных nfo-файлах. Вначале это был аски-арт (ASCII – текстовая кодировка, с помощью которой можно было создавать картинки из 95 доступных символов). Он был примитивен и, если честно, мало чем отличался от шаловливых экспериментов на дедушкиной печатной машинке.

a6a425be257b2f6d53806.jpg
Праотец аски-арта в газете Daily Eagle, 1875
 
Оригинальным аски-артом считаются 7-битные рисунки из букв и цифр. Подвиды могли включать не-символьные блоки (характерно для 8-битного аски-арта на MS DOS) или состоять преимущественно из слэшей и горизонтальных чёрточек – этот стиль выделен в отдельное течение — Amiga style или попросту «олдскул», в противовес «ньюскулу» - пикчам с придававшими фактуру знаками $.
 


Четвёртый эпизод «Звёздных войн» по олдскулу
 
В конце 80-х на смену ASCII-графике пришёл новый стандарт — ANSI: целых 224 символа! Целых 16 цветов шрифта! Целых восемь фоновых цветов! На виртуальных полях начали распускаться яркие обновлённые логотипы ББС-ок и релизных групп.

d253fac8f6880637b45c5.jpg
ANSI-лого Razor 1991 – одной из самых мощных варез-групп. Они прославились выпуском игр известных франшиз до их официального релиза. На момент основания её участникам было не более 18 лет.
 
В какой-то момент арты стали интереснее релизов, они обрели собственную ценность, а художники принялись создавать свои группы. Первой командой, сообразившей, что это, чёрт возьми, искусство, стала калифорнийская AAA (Aces of ANSI Art). На своей ББС-ке они начали размещать исключительно художественные работы, и дали старт «арт-сцене» - группам, специализирующимся на ANSI-арте.
 

Видеоподборка работ AAA
 
Окончательно игру перевернула группа ACiD (ANSI Creators in Demand), выпустившая в 1990 году целый сборник своих работ — артпак. В нём также был манифест, где художники (элита элит) заявляли, что не собираются заниматься какой-то фигнёй типа релизов игр и намерены сосредоточиться на создании заказных артов для BBS (причём совершенно бесплатно).
 
241343e47e5c644245168.jpg
Работа ACiD

98180ac8b2beb71d5b2c1.jpg
Работа из артпака команды Tribe c комментариями участников группы
 
Кроме непосредственно работ за отчётный период, в артпаки добавляли nfo-файлы с текущим списком участников, новостные листки, интервью, рассказы и прочие тексты. Чудовищнее всего были файлы со стихами членов команд. Очень плохими стихами о страданиях и ненависти в бездушном реальном и виртуальном мирах. В целом их настроение выразил современник «сцены» Курт Кобейн: «I hate myself and I want to die».

0103d4c99f76830c2e4ea.jpg
Досье на участника команды CIA. Типичные для 90-х увлечения и полжизни на BBS-сцене
 
Рекламные объявления, оформление борды, просто тематические картинки — всё это по сути было началом веб-дизайна, увлекательным, доступным и неизведанным видом искусства. Вскоре у ACiD появились десятки последователей, публиковавших отчётные артпаки в надежде попасть в элитную группу, и заклятые конкуренты: команда iCE (Insane Creators Enterprise). Противостояние этих двух групп было драматичным и азартным — именно таким, на какое способны только искренне увлечённые подростки. Создание рисунка иногда занимало целый месяц, но признание того стоило.

ef5cf07f0366beb14f0ed.jpg
Работа iCE
Возраст и интересы участников варез- и арт-сцены определили и стиль ANSI-арта. Виртуальные доски, как стены школы, покрывали киберпанковые граффити, а рисунки заимствовали сюжеты из любимых комиксов, игр и фильмов.

852b09b46d98f1085c230.jpg
Фрагмент работы iCE. Крутость картинки определялась в том числе и по количеству строк, которую она занимала. Некоторые арты тянулись на сотни строк

822109288abeeee0f5798.jpg
К И Б Е Р П А Н К

4318b41b0d58e7ae4697a.jpg

Несмотря на то, что на арт-сцене подрезать чужую работу считалось худшим преступлением, срисовывать работы офлайн-комиксистов было обычным делом. В оправдание можно сказать, что комиксы были идеальным материалом для тренировки: чёткие линии, минимум деталей и теней.

aefd12316d089c9582244.jpg
Фрагмент работы iCE
 
Забавно, но только в 1995 году до парней дошло, что с их графическим арсеналом можно делать и свои комиксы.

6e22fcd0019a5f5125eca.jpg
Работу Union, наверное, можно считать началом веб-комиксов
 
Параллельно многие художники начали экспериментировать с VGA и активно развивавшейся демосценой: искусством cracktro (интро к взломанным играм) и, собственно, демо — роликов, демонстрировавших скиллы в видеографике.
 

Крэктро 1989 года
 

Демо легендарной финской Future Crew. 1993 год, никаких DirectX и OpenGL ещё и в помине нет
 
В середине 90-х ANSI-арт достиг пика развития — и, одновременно, заката. В 1994 закрылась компания Commodore, выпускавшая любимые сценой и массовыми пользователями компьютеры Amiga. На смену пришёл IBM PC, а с ним — VGA, быстрые модемы, новые средства передачи данных и общения. BBS, для которых в основном создавались ANSI-арты, сменила «ирка» – IRC-клиент, позволявший болтать онлайн. Доски объявлений стали атавизмом ранней сетевой эпохи. Арт-сцена снова стала андеграундом для избранных.

P.S. Все картинки в этой статье — скрины. Это, конечно, кощунственное, но вынужденное допущение. Настоящие шедевры не вошли в подборку просто потому, что их некорректно размещать в таком формате. Это надо видеть.
 
Посмотреть на ANSI- и ASCII-графику можно здесь:
http://artscene.textfiles.com
https://artpacks.org
http://www.ice.org/pack/ (сайт команды iCE)
 

Отличная документалка The Art of Warez

P.P.S. Несмотря на то, что с появлением Web 2.0 ББС-ки и связанная с ними арт-сцена потеряли популярность, они существуют по сей день в том же андеграунде, из которого когда-то вышли. Попасть в прошлое можно с помощью telnet-клиента. Актуальный список BBS можно найти здесь: https://www.telnetbbsguide.com
 
6191fc9ca3d39f9a8a0ee.jpg
 
====================================
Автор: https://t.me/iamaliveandyouaredead
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Rescor, ни одна фотография не отобраежаеться.

Впн включи. Картинки тянутся с заблоченного ркном ресурса.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 года спустя...

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...