Jump to content
49406

Recommended Posts

Posted
1200px-Malta_-_Siggiewi_-_Misrah_Ghar_il

 

Апшеронская каменная колея - протяжённые углубления в камне, похожие на параллельные следы колёс, на Апшеронском полуострове в Азербайджане.

 

Апшеронская каменная колея представляет собой древние мегалитические образования. Они предположительно возникли в 4000—5000 годах до н. э. На Апшеронском полуострове встречаются достаточно часто, фактически пересекая его с севера на юг, причём как по суше, так иногда по берегам и уходя под воду. По своему виду это множественные протяжённые углубления на скальной поверхности, похожие на параллельные следы колёс. Каждая такая каменная дорога состоит из 2—3, а в некоторых случаях до пяти и более следов глубиной от 5 до 50 см. Многие из них в настоящее время разрушены, но имеются отдельные сохранившиеся участки длиной до нескольких сот метров. В частности, например, в пригородах Баку, между посёлками Говсан и Тюркан, а также у посёлков Дюбенди, Гала, Сураханы и на острове Бёюк-Зиря.

 

В XIX веке азербайджанский историк Аббас Кули-ага Бакиханов отмечал, что «…в Бакинском уезде в деревнях Бильгях, Зиря, Биби-Эйбат и других, также и на некоторых островах видны на скалах остатки следов колёс, идущих далеко в море». Подобные упоминания о следах колеи двухколесной арбы близ посёлков Бильгях и Нардаран имеется и у известной исследовательницы Сары Ашурбейли.

 

Аналогичные колеи существуют в бассейне Средиземного моря. Это Франция, где их можно встретить на отдельных участках южного побережья страны, Греция, Италия. Широко распространены на двух из трёх островов мальтийского архипелага. Это Мальта и Гозо, где они стали туристической достопримечательностью, как, например, Мисрах Гар Ил-Кбир.

 

Единая принятая научным сообществом точка зрения на происхождение подобных следов отсутствует. Версий достаточно много. Например, то что колеи использовались в мелиоративных целях — для сбора дождевой воды. Достоверно в настоящее время можно лишь очертить круг установленных фактов. Это:

  • Следы в скалах не могли быть сделаны колёсами известных ныне повозок, так как их число часто нечётно, а расстояние между ними на различных участках может меняться. Кроме того, края следов вертикальны, а колёса после ряда проездов придали бы им форму трапеции.

  • Колеи были созданы искусственно, так как они имеют следы обработки на своих вертикальных стенках и практически параллельны.

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...