Rescor Posted January 14, 2019 Report Posted January 14, 2019 Апшеронская каменная колея - протяжённые углубления в камне, похожие на параллельные следы колёс, на Апшеронском полуострове в Азербайджане. Апшеронская каменная колея представляет собой древние мегалитические образования. Они предположительно возникли в 4000—5000 годах до н. э. На Апшеронском полуострове встречаются достаточно часто, фактически пересекая его с севера на юг, причём как по суше, так иногда по берегам и уходя под воду. По своему виду это множественные протяжённые углубления на скальной поверхности, похожие на параллельные следы колёс. Каждая такая каменная дорога состоит из 2—3, а в некоторых случаях до пяти и более следов глубиной от 5 до 50 см. Многие из них в настоящее время разрушены, но имеются отдельные сохранившиеся участки длиной до нескольких сот метров. В частности, например, в пригородах Баку, между посёлками Говсан и Тюркан, а также у посёлков Дюбенди, Гала, Сураханы и на острове Бёюк-Зиря. В XIX веке азербайджанский историк Аббас Кули-ага Бакиханов отмечал, что «…в Бакинском уезде в деревнях Бильгях, Зиря, Биби-Эйбат и других, также и на некоторых островах видны на скалах остатки следов колёс, идущих далеко в море». Подобные упоминания о следах колеи двухколесной арбы близ посёлков Бильгях и Нардаран имеется и у известной исследовательницы Сары Ашурбейли. Аналогичные колеи существуют в бассейне Средиземного моря. Это Франция, где их можно встретить на отдельных участках южного побережья страны, Греция, Италия. Широко распространены на двух из трёх островов мальтийского архипелага. Это Мальта и Гозо, где они стали туристической достопримечательностью, как, например, Мисрах Гар Ил-Кбир. Единая принятая научным сообществом точка зрения на происхождение подобных следов отсутствует. Версий достаточно много. Например, то что колеи использовались в мелиоративных целях — для сбора дождевой воды. Достоверно в настоящее время можно лишь очертить круг установленных фактов. Это: Следы в скалах не могли быть сделаны колёсами известных ныне повозок, так как их число часто нечётно, а расстояние между ними на различных участках может меняться. Кроме того, края следов вертикальны, а колёса после ряда проездов придали бы им форму трапеции. Колеи были созданы искусственно, так как они имеют следы обработки на своих вертикальных стенках и практически параллельны. Lloyd3005 1 Quote
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.