Перейти к содержанию
49406

Апшеронская каменная колея


Rescor

Рекомендуемые сообщения

1200px-Malta_-_Siggiewi_-_Misrah_Ghar_il

 

Апшеронская каменная колея - протяжённые углубления в камне, похожие на параллельные следы колёс, на Апшеронском полуострове в Азербайджане.

 

Апшеронская каменная колея представляет собой древние мегалитические образования. Они предположительно возникли в 4000—5000 годах до н. э. На Апшеронском полуострове встречаются достаточно часто, фактически пересекая его с севера на юг, причём как по суше, так иногда по берегам и уходя под воду. По своему виду это множественные протяжённые углубления на скальной поверхности, похожие на параллельные следы колёс. Каждая такая каменная дорога состоит из 2—3, а в некоторых случаях до пяти и более следов глубиной от 5 до 50 см. Многие из них в настоящее время разрушены, но имеются отдельные сохранившиеся участки длиной до нескольких сот метров. В частности, например, в пригородах Баку, между посёлками Говсан и Тюркан, а также у посёлков Дюбенди, Гала, Сураханы и на острове Бёюк-Зиря.

 

В XIX веке азербайджанский историк Аббас Кули-ага Бакиханов отмечал, что «…в Бакинском уезде в деревнях Бильгях, Зиря, Биби-Эйбат и других, также и на некоторых островах видны на скалах остатки следов колёс, идущих далеко в море». Подобные упоминания о следах колеи двухколесной арбы близ посёлков Бильгях и Нардаран имеется и у известной исследовательницы Сары Ашурбейли.

 

Аналогичные колеи существуют в бассейне Средиземного моря. Это Франция, где их можно встретить на отдельных участках южного побережья страны, Греция, Италия. Широко распространены на двух из трёх островов мальтийского архипелага. Это Мальта и Гозо, где они стали туристической достопримечательностью, как, например, Мисрах Гар Ил-Кбир.

 

Единая принятая научным сообществом точка зрения на происхождение подобных следов отсутствует. Версий достаточно много. Например, то что колеи использовались в мелиоративных целях — для сбора дождевой воды. Достоверно в настоящее время можно лишь очертить круг установленных фактов. Это:

  • Следы в скалах не могли быть сделаны колёсами известных ныне повозок, так как их число часто нечётно, а расстояние между ними на различных участках может меняться. Кроме того, края следов вертикальны, а колёса после ряда проездов придали бы им форму трапеции.

  • Колеи были созданы искусственно, так как они имеют следы обработки на своих вертикальных стенках и практически параллельны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...